Побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель ("пи-пи" . Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то "непонятным" соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими "пи-пи"+ Каких бы "поразительных успехов" вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими. Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет "ну ничего не получается" - тоже совсем не редкость. В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности. Отсюда важное правило: если не получается - подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику. Существуют установленные специалистами физиологические нормы. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно "дозревает" в течение второго года жизни. Средний возраст выработки более или менее устойчивых "горшечных" навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Источник: доктор Комаровский Е.О.
Сознательный контроль сфинктеров непосредственно связан с формированием нервной системы. Ребенок начинает СОЗНАТЕЛЬНО контролировать их ко второму году жизни, после обучения, длящегося определенное время. Индивидуальные различия здесь большие, но обычно к 24-32 месяцу дети ходят чистыми. В два года ребенок усваивает это быстро, если обставить как игру,нельзя применять давление, стыдить ребенка, если у него не все быстро получается. Ночное недержание до 5 лет не является паталогией, контроль,ночью ослабевает поэтому отделение мочи происходит незаметно. Прежде всего малыш должен уяснить смысл опорожнени кишечника и мочевого пузыря и увязать эти процессы с определенными физическими ощущениями по этому лучше сажать на горшок в то время, когда происходит опорожнение кишечника